Пилотирование обновленных национальных учебных материалов по сестринскому делу

Четыре пытливых взгляда сканируют меня – преподавателя, который будет вести предмет с загадочным и интригующим для них названием – доказательная сестринская практика. Я в свою очередь испытывала чувства, которые наверняка сродни ощущениям космонавта, вышедшего в открытый космос. Шутка ли, вести занятия у вчерашних школьниц, у которых за плечами лишь первый семестр учебы в нашем славном университете, включающий преимущественно общеобразовательные дисциплины. То ли дело привычные резиденты, а то и магистранты с докторантами, имеющие достаточный клинический опыт, с которыми, на взгляд многих моих коллег , можно вести предметный разговор!

Мои переживания оказались напрасными, поскольку у студенток первого курса факультета сестринского дела оказались главные козыри, всегда приводящие к успеху в освоении нового – любопытство, гибкий ум, незамыленный взгляд, желание знать больше. С другой стороны, и я оказалась технически достаточно подготовленной, в моем арсенале были методические материалы, подготовленные в ходе мастер-класса в Любляне, прошедшего в ноябре прошлого года с участием преподавателей из ГМУ г. Семей, ЗКГМУ, КарГМУ, МУА, Университетов LAMK, JAMK, Hanze и хозяев встречи – сотрудников Школы здравоохранения Анжелы Боскин. Наши казахстанские и европейские коллеги постарались разглядеть все подводные камни ведения доказательной сестринской практики на младших курсах. При подготовке материала, мы старались держать в памяти тот факт, что неправильное восприятие дисциплины у студентов, не имеющих достаточного представления о сестринской практике в реальных условиях, может затруднить дальнейшее освоение предмета на четвертом курсе.

Адаптированные лекции, казахские задания с финской начинкой задавали темп и ритм нашим занятиям, а уж исполнение самостоятельной работы в виде настоящего интервью у старших коллег – медсестер госпиталей-партнеров – заставило посмотреть на дисциплину как на увлекательный квест, где важен командный дух, логика повествования, изобретательность, пытливость настоящего журналиста-исследователя. При выполнении абсолютно всех заданий студентки, в первую очередь, руководствовались принципами академической честности – не допускали фактов плагиата, старались соблюдать дедлайны  и быть максимально самостоятельными.

Я же, со своей стороны, научилась у девчонок говорить о сложных вещах простыми словами. При объяснении сложных дефиниций, классификаций, концепций в ходе практических занятий мы пытались приходить в итоге к простым схемам, графам, рисункам. Примеры брали самые наглядные, самые жизненные, приближенные к реальным условиям – тому, что девочки могли наблюдать в быту, при посещении поликлиник, при обучении в школе. Вспоминаю наше первое занятие – разбор определения доказательной сестринской практики с применением хэштегов (у всех девочек есть аккаунты в инстаграмме), когда все слова, ассоциируемые с доказательной практикой, выкристаллизовывались в итоге в ключевые слова (#знания, #исследования, #опыт, #здравыйсмысл, #доверие).

Что я могу сказать по завершению цикла занятий по доказательной сестринской практике? Надеюсь, нам удалось достичь основных целей дисциплины – зажечь огонек исследовательского азарта, заложить привычку фильтровать информацию через сито критического мышления и научиться постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки через призму научных достижений.

Автор: Касым Лаура Талгаткызы, PhD, ассистент кафедры дерматологии и косметологии, Медицинский университет Семей

Поделитесь: